Что входит в маркетинг

Что входит в маркетинг
Наведите на картинку для увеличения

Понятие «маркетинг» имеет десятки определений. В самом общем смысле это слово означает деятельность, направленную на получение прибыли через удовлетворение потребностей потребителя. Другими словами, речь идет об умении продавать услуги или товары целевой аудитории.


Маркетинговые исследования и бренд

Но маркетинг – достаточно широкое, комплексное понятие. Он включает изучение потребителей, анализ определенной ниши, прогнозирование спроса, изучение конкурентов, их сильных и слабых мест, а также выстраивание коммуникаций с целевой аудиторией.

Одним из основных инструментов маркетинга являются маркетинговые исследования, направленные на изучение рыночной ситуации и потребителей. Такие исследования проводятся для формирования стратегии и тактики конкретной компании с учетом существующих и вероятных факторов.

Маркетинговые исследования позволяют

  • Получить данные о поведении, особенностях, предпочтениях целевой аудитории;
  • Изучить определенную проблему, например, выявить причины снижения продаж;
  • Оценить перспективы продукта с точки зрения спроса;
  • Спрогнозировать ситуацию на рынке;
  • Определить нишу для вывода нового продукта.

Грамотно проведенные маркетинговые исследования дают возможность снизить бизнес-риски и вероятность потерь, в особенности на рынке, где предложение превышает спрос.

Одной из целей маркетинга является продвижение бренда. Это понятие относится к комбинации названия, символа, изображения и других параметров, отличающих продукт от конкурентов. Для эффективного позиционирования бренда на рынке создается система ценностей и характеристик – концепция бренда.

Цели, задачи, функции маркетинга

Цели маркетинга заключаются в привлечении новых клиентов и сохранении существующих, удовлетворении их запросов. Для достижения этой цели решается ряд задач:

  • Анализ потребностей клиентов – пользуется ли спросом продукт, какие критерии целевой аудитории нужно учитывать при продвижении;
  • Изучение предложений конкурентов, особенностей ценообразования в выбранной нише, разработка ценовой политики на основе полученных данных;
  • Адаптация ассортимента продукции или услуг под существующий спрос;
  • Реализация мер для повышения спроса, активизации продаж – реклама, вирусное продвижение и прочие методы;
  • Поддержка и сервис для перевода покупателей в категорию постоянных клиентов.

Для эффективного решения маркетинговых задач необходимо понимать производственные возможности компании, разработать четкий план продаж, гибко реагировать на изменения спроса и обновлять линейку продукции с учетом потребностей целевой аудитории.

Маркетинг выполняет несколько основных функций

  • Аналитическую – анализ факторов, оказывающих влияние на саму компанию и уровень спроса. Сюда же входит изучение внутренних факторов, корпоративной среды;
  • Производственную – управление конкурентоспособностью продукта, его качеством;
  • Управляющую и контролирующую – планирование маркетинговых мероприятий, управление рисками, поддержка клиентов;
  • Функцию эффективных продаж – формирование товарной и ценовой политики, меры по освоению новых рынков, расширению спроса;
  • Инновационную – вывод на рынок нового продукта.

Для реализации этих функций используются различные методы. Это опрос и наблюдение, изучение спроса и рыночной ситуации.

Виды маркетинга

Существует несколько видов маркетинга:

  1. Конверсионный – направлен на стимулирование потребительского спроса (бонусы и акции, активный пиар продукции, скидки);
  2. Стимулирующий – направлен на выявление причин низкого спроса и принятие мер для повышения активности потребителей;
  3. Ремаркетинг – предусматривает восстановление спроса (изучении особенностей продукта, разделение его на несколько направлений);
  4. Развивающий – позволяет превратить потенциальный спрос в реальные продажи;
  5. Массовый – направлен на увеличение охвата целевой аудитории;
  6. Целевой – сегментация товаров под конкретные группы потребителей;
  7. Прямой – открытая демонстрация потребителям преимуществ продукта.

Партизанский маркетинг – это продвижение товара или бренда малозатратными методами, например, с помощью интересного контента через социальные сети.

В последние несколько лет особенно востребован маркетинг влияния. Так называется процесс продвижения услуги или товара через лидеров мнения. Таким лидером может быть любая персона, вызывающая доверие у определенной аудитории: блогеры, медийные личности, завсегдатаи тематических форумов, любые авторитетные люди. Помимо лидеров мнений, есть еще агенты влияния – люди, способные своими комментариями или поведением повлиять на других людей.

Еще одно популярное направление – маркетинг отношений, направленный на построение долгосрочных связей с партнерами и покупателями. Именно долгосрочные отношения служат основным фактором конкурентоспособности. Удержание клиентов не менее ценно, чем их привлечение.

Вирусный маркетинг – это распространение коммерческой информации о продукте с помощью представителей целевой аудитории. Послание передается по принципу «сарафанного радио», основная задача – создать резонанс, в том числе за счет провокации или скандала. Яркий пример – распространение пользователями в соцсети фото оригинальной рекламы.

Эко-маркетинг (Green Marketing) позволяет создать эффективную систему ведения бизнеса с учетом направленности на экологичность потребления, сохранение окружающей среды. Это продвижение экологичности услуг и товаров, бизнеса, наносящего природе минимальный бред, товаров, которые можно перерабатывать.

Интернет-маркетинг (или маркетинг ключевых запросов) – большинство пользователей сегодня склонны делать покупки в сети, поэтому именно здесь стоит искать потенциальных клиентов. Основными целями являются конверсия посетителей сайта в реальных покупателей и увеличении прибыли.

Концепция 4Р

Различают несколько видов маркетинговых концепций, одна из них – концепция 4Р. Это базовая модель, включающая:

  • Продукт (product) – нужно определить, какие функции сможет выполнять данный продукт, каким будут его качество, ассортимент и сервис для потребителей, в чем его ключевые преимущества. Сюда же входит брендинг;
  • Цена (price) необходимо выработать ценовую политику, определить ценовой сегмент для конкретного продукта, предусмотреть промо-мероприятия, акции;
  • Место (place) – чтобы продукт купили, он должен оказаться в нужном месте в нужное время. Следует определиться с географией продаж, каналами распространения, объемом складских запасов;
  • Продвижение (Promotion) – информирование потребителей о продукте, формирование потребности в нем.

Продвижение предполагает также планирование желаемого результата, необходимых мероприятий, медиа-стратегии, каналов коммуникаций.

На выбор маркетинговой стратегии влияет жизненный цикл товара. Для каждой стадии актуальны определенные меры и действия. Этот нюанс учитывается в маркетинговом плане – детальном описании процесса продвижения и продажи продукта, выбранной стратегии.


Сообщений пока нет

Написать